Вторые блюда        18.09.2024   

Конспект занятия по развитию речи «Овощи. Огород. Конспект занятия "Жили-были овощи" Экскурсия на огород

Таня Богданова
Конспект занятия «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи "

Образовательные задачи :

Закрепление представлений об овощах ;

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Овощи »

Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, с уменьшительно-ласкательным значением);

Учить употреблять глаголы.

Развивающие задачи :

Развитие связной речи (составление описательного рассказа) ;

Зрительного внимания и восприятия;

Артикуляционной и тонкой и общей моторики;

Творческого воображения;

Развивать внимание, память.

Воспитательные задачи :

Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, умение выслушивать ответы сверстников;

Учить отвечать полным ответом.

Оборудование :

Атрибуты овощей (капуста, морковка, лук, огурец, свекла, морковь, помидор) ;

Листочки (из бумаги для дыхательной гимнастики) ;

Костюм огородника;

Свежие овощи для угощения .

Предварительная работа :

Рассматривание овощей ;

Беседа о пользе овощей ;

Знакомство со схемой "Овощи ";

Составление рассказов по схеме;

Разучивание пальчиковой гимнастики;

Ход занятия

I. Организационный момент

Ребята, какое сейчас время года? (Осень)

Сядет, тот, кто назовет приметы осени (птицы на юг улетают, люди собирают урожай и т. д.)

II. Дыхательная гимнастика

Дети выполняя дыхательную гимнастику и дуют на листочки

Дует легкий ветерок – ф-ф-ф

И качает так листок – ф-ф-ф

(Спокойный выдох)

Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф

И качает так листок – Ф-Ф-Ф

(Активный выдох)

Дует ветер, качаются листочки и поют свои песенки :

Осенние листочки на веточках висят

Осенние листочки детям говорят :

Осиновый – а-а-а

Рябиновый – и-и-и

Березовый – о-о-о

Дубовый – у-у-у

Дети хором поют «а-а-а» , «и-и-и» , «о-о-о» , «у-у-у»

III. Упражнение «Наша грядка»

Ребята, вы сказали, что осенью собирают урожай овощей . Сейчас мы вспомним, что растет на нашей грядке.

«Наша грядка»

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат –

Наша грядка просто клад.

Шесть овощей на нашей грядке

Перечисли по порядку.

Если слушал ты внимательно,

Назовешь их обязательно.

Назовите одним словом, что выросло на грядке? (Овощи )

IV. Введение в тему

Правильно овощи , они растут в огороде на грядке. А как растут овощи ? (растут в земле, над землей, на кустах….)

А одинаковые ли они? (нет)

Чем они отличаются? (по цвету, форме, величине, вкусу)

Как их собирают? (срывают, выкапывают, выдергивают, срезают, срубают)

Что можно приготовить из овощей ? (пюре, суп, сок, салат, голубцы, котлеты, икру овощную )

Какие овощные соки можно приготовить (морковный, томатный, свекольный, огуречный)

Скажите, как готовят овощи ? (моют, режут, жарят, варят, тушат, солят, маринуют, замораживают, запекают)

Вы так много знаете об овощах , а не хотите ли отправиться в путешествие? (Да)

Я приглашаю вас отправиться в страну Огородную. Вы уже догадались, кто там живет? (Овощи ) А вы помните, кто ухаживает за овощами ? (огородник)

Я сейчас, превращусь в огородника, не простого, а в волшебного. Закройте глаза и сосчитайте до пяти.

Здравствуйте ребята. Вы готовы к путешествию, тогда нужно сказать волшебные слова : «Вокруг себя повернись, в семена превратись»

Дети поворачиваются вокруг себя и надевают маски овощей .

V. Релаксация

Я превращаю вас в маленькие семена овощей . Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянуться к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекало солнышко, завяли растения. Расслабтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление)

Упражнение «Толстушки – худышки»

Тыква (надувают щеки) – огурец (втягивают щеки) и т. д.

VI. Игра «Собираем урожай»

Поздним летом в огороде

Собирается народ

Зрел все лето урожай!

Что собрали? Отгадай?

1. Здесь весною было пусто.

Летом выросла …. (капуста - капустка)

2. Собираем мы в лукошко

Очень крупную…. (картошку-картошечка)

3. От дождя земля намокла –

Вылезай толстушка…. (свекла - свеколка)

4. Из земли – за чуб плутовку!

Тянем сочную…. (морковку-морковочка)

5. Помогает деду внук –

Собирает с грядки …. (лук - лучок)

6. Вкусно выглядит синьор,

Ярко-красный (помидор - помидорчик)

7. Под листом укрылся молодец

Зеленый, длинный ….(огурец - огурчик)

Вот и все! Хоть и устали,

Урожай мы весь собрали!

VII. Физминутка

Решил огородник похвастаться своими овощами и устроил парад .

«Марш овощей »

Плавно идет капуста

(Шаг с носочка)

Важно шагает помидор

(На всей стопе)

Осторожно идет лук

(На носочках)

Не спеша вышагивает картошка

(На пятках)

Вприпрыжку спешит морковка

(Подскоки)

Маршируют молодцы – огурцы

(Шаг марша)

VIII. Составление описательного рассказа по схеме

Овощи , а сейчас я хочу, чтобы вы рассказали мне о себе. А поможет вам в этом схема. Давайте вспомним, что обозначают эти символы. (цвет, форма, вкус, где растет, как растет, что готовят)

Дети составляют рассказ про свой овощ по схеме .

Какие же вы молодцы.

А закончим мы наше путешествие приготовлением «овощного супа » .

IX. Пальчиковая гимнастика

«Хозяйка однажды с базара пришла» Ю. Тувим

Хозяйка однажды с базара пришла

(Шагают на месте)

Хозяйка с базара домой принесла

(Загибают пальцы на руках)

Петрушку и свеклу

Вот овощи спор завели на столе

Кто лучше, вкуснее всего на столе

(Попеременно ударяют кулачками)

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу

(Загибают пальцы на руках)

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

(Стучат ребром ладони по другой раскрытой ладони)

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу

(Загибают пальцы на руках)

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

(Складывают руки накрест)

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу

(Загибают пальцы на руках)

И суп овощной получился , не плох!

(Показывают, как едят суп)

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три, четыре, пять – вижу снова я ребят.

Где мы с вами были? Чем занимались?

Посмотрите, огородник нам оставил подарок, свежие овощи . Угощайтесь.

Конспект фронтального занятия для детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи (второй год обучения) на тему «Овощи. Огород»

Материал. Пиктограмма. Сюжетная картина «Огород». Предметные картинки овощей. Мяч. Схемы с цветными кружочками, полосками. Кусочки свежих или вареных овощей. Томатный сок, стаканы.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Логопед раздает шаблоны карточек и предлагает нарисовать свое настроение.

2. Сообщение темы занятия. Развитие мышления – отгадывание загадок об овощах.

Как назвать одним словом все отгадки? (Овощи). Где растут овощи? (на огороде) .

Выставляется сюжетная картина «Огород».

Что это? Что растет на огороде? Перечислите все овощи. Как называется место, где растет определенный вид овощей? (Грядка).

Сегодня мы продолжим с вами знакомится с овощами и огородом.

3. Развитие мелкой моторики – упражнение «Овощи».

Прежде чем начать занятие, разомнем пальчики:

4. Развитие внимания, воображения – игра «Узнай по контуру».

Посмотрите на рисунки. Художник недорисовал их. Что же он хотел нарисовать?

Рассматривание контуров овощей, называние детьми овощей.

5. Развитие лексико – грамматических категорий – игра «Вершки — корешки».

Ребята, посмотрите на наш огород. Какие-то овощи растут в земле, а другие над землей. Одни овощи нам приходится выкапывать или выдергивать, а другие срывать или срезать. То, что растет над землей, называется вершки, а то, что под землей – корешки. У одних овощей съедобны вершки, а у других корешки. Давайте же разберемся, что нам кушать у какого овоща.

Логопед кидает ребенку мячик и называет овощ. Ребенок должен назвать съедобную часть овоща.

Например, картофель – корешки; капуста – вершки.

6. Работа со схемами и моделями – игры «Посади огород», «Собери урожай».

Логопед раздает детям схемы посадки овощей, нарисованные овощи и схемы огородов. (Некоторым детям даются схемы из 6 клеточек.). Зеленый цвет – огурец, красный – помидор, желтый – перец, оранжевый – морковка, коричневый – картошка, фиолетовый – баклажан.

Дети, рассмотрите схемы с цветными кружочками. Как вы думаете, что они обозначают? (овощи). Рассмотрите картинки с овощами. Давайте назовем цвет каждого овоща. Такого же цвета и кружочки на схемах. Посадите овощи в пустых клеточках так, как на схеме.

Дети выполняют задание.

Что мы посадили вверху? А что внизу?

Аналогично рассматривается схема каждого ребенка.

Вы хорошо поработали на огороде, вырастили хороший урожай, а сейчас мы будем его собирать. Каждый из вас решит, какие овощи собирать: большие или маленькие. А в этом вам помогут полоски.

Выложите на полоски на овощи.

Дети выкладывают большие и маленькие полоски на овощи в соответствии со схемами.

«Прочитайте» свои схемы. Например, у меня на огороде растут большой огурец, маленький помидор, маленькая морковка и большая картошка.

Дети «читают» свои схемы.

А теперь прохлопайте свою схему: большие полоски – громкие хлопки, маленькие – тихие хлопки.

7. Развитие вкусового анализатора, фонематического восприятия – игры «Узнай по вкусу», «Эхо».

Ну а сейчас необходимо попробовать, что же мы вырастили.

Логопед подносит детям кусочки овощей на тарелке.

Дети с закрытыми глазами пробуют овощи, называют их.

Если ребенок правильно определил, он забирает целый овощ.

У каждого из вас есть овощ. Нужно узнать какой звук самый главный в нем. Для этого поиграем в игру «Эхо». Тот звук, который произносится громче всех – и есть самый главный.

8. Развитие речевого слуха, формирование понимания основного тона высказывания – игра «Сказочный огород».

Мы с вами посадили не просто огород, а сказочный. Овощи на грядках разговаривают между собой. Послушайте и скажите, кто говорит весело, а кто грустно или сердито.

Тыква (весело): Я – тыква! Я самая большая и красивая в огороде. Из меня Золушке сделали карету! Из меня получается вкусная каша!

Морковка (грустно): Я – морковка. Я такая красивая и яркая, но меня заточили под землей! А ведь во мне столько витаминов!

Чеснок (сердито): А я – чеснок! И я не жалуюсь, как некоторые. Я тоже сижу под землей, зато меня все боятся: ка-а-ак защипаю язык!

Кто как говорил?

Ответы детей.

9. Физминутка «Зарядка для овощей».

Что-то мы засиделись. Нужно немного размяться.

Утром солнце встает

И идет на огород:

— Все ли тут у нас в порядке?

Как дела у вас на грядке?

Всем скомандую: подъем!

Мы зарядку проведем.

Все вы делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз,

Подтянись,

Окончательно проснись.

Сбрось с себя ночную лень –

Впереди рабочий день.

(приседания, наклоны, имитация движений).

10. Согласование глаголов с существительными – игра «Определи действие».

Что мы делаем с овощами? (выкапываем, рвем, собираем, удобряем, готовим, режем, поливаем, солим, варим, жарим…). Некоторые действия мы можем выполнять не со всеми овощами. Выкапываем мы… (картофель), вырываем… (морковь, свеклу), срываем… (огурцы, помидоры), срезаем… (капусту). А что мы поливаем, режем, варим, жарим, солим, консервируем, заготавливаем, удобряем…?

Ответы детей.

11. Образование прилагательных от названий овощей – игра «Приготовь сок».

Славно мы с вами сегодня потрудились. Заслуживаем и на награду. Кто любит сок? Давайте приготовим сок из овощей. Какай сок получится из огурца? (огуречный сок). А из свеклы? (свекольный сок).

Аналогично образовываются прилагательные от слов помидор, лук, капуста, тыква, морковь

Какой сок понравился вам больше всех остальных?

12. Образование антонимов – игра «Скажи наоборот».

А пока наш сок готовится, поиграем в игры. В этой игре все должно быть наоборот.

Дети становятся в круг и под музыку передают мяч. Логопед говорит фразу, а ребенок, у которого оказался в руках мяч, отвечает наоборот, т. е. подбирает антоним к этой фразе.

Фразы: Хорошая грядка – плохая грядка, старый картофель (молодой), тяжелый мешок (легкий), Большой урожай (маленький), Чистая морковка (грязная), спелый помидор (незрелый).

Если дети затрудняются в ответах, логопед задает наводящие вопросы.

13. Образование сложных слов — игра «Сложные слова».

А знаете ли вы, что существуют много машин, которые облегчают труд людей. Например, есть машины, которые чистят сами картофель, сажают его в землю, копают его. Есть машина, которая сама режет овощи, а есть машина, которая сама выжимает сок из овощей. А еще есть специальные помещения, в которых хранится много овощей. А вы знаете как они называются? Я вам расскажу. Это очень длинные слова, но их легко запомнить, потому что они состоят из двух коротких слов. Машина, которая чистит картофель, называется картофелечистка – от слов картофель и чистить.

Аналогично рассматриваются слова картофелесажалка, картофелекопалка, соковыжималка, овощерезка, овощехранилище.

14. Обогащение словаря детей, развитие связной речи – игра «Поваренок».

Сок мы уже научились готовить, теперь нужно приготовить что-то посложнее. Например, салат, борщ, суп, рагу.… Выберите свое любимое блюдо и расскажите, какие овощи вам нужны для него и как вы будете его готовить.

Дети должны использовать в своем рассказе названия овощей и действий, которые с ними выполняются: брать, резать, чистить, варить, жарить, тушить…

15. Развитие внимания, памяти, образование формы родительного падежа множественного числа существительных – игра «Что изменилось?».

Посмотрите на наш огород. Что в нем изменилось? По-моему тут что-то поменялось местами, что-то исчезло, а что-то добавилось.

Ответы детей полным предложением.

16. Итог занятия.

Подведение итогов занятия. Угощение детей томатным соком.

Учитель – логопед ДОУ №59 УОГС г. Мариуполя

Кабанова Екатерина Александровна

Логопедическое занятие по развитию речи для детей 5-6 лет с ОНР по теме Овощи. Огород.

1. Расширять и активизировать предметный и глагольный словарь по теме.

2. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными, образование относительных прилагательных, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)

3. Развивать зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Овощи. Огород»

Подготовил учитель-логопед

Федотова Любовь Васильевна.

Программное содержание:

1. Расширить и активизировать предметный и глагольный словарь по теме.

2. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде и числе, образование относительных прилагательных, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).

3.. Развивать зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.

Материалы:

Предметные картинки «Овощи», муляжи овощей, мяч, игрушка Лунтик, тарелки разной формы, раскраски овощей.

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришёл необычный гость – Лунтик. Он прилетел к нам с Луны. На поляне он нашёл мешок, в котором лежат необычные предметы, давайте ему поможем!

Логопед показывает муляжи овощей, дети их называют.

Лук, капуста, морковь, картофель, огурец, баклажан, тыква, свёкла, помидор, перец.

Логопед. Как можно это назвать одним словом? (Овощи)

II. Беседа и рассматривание овощей.

  1. Логопед: Лунтик, посмотри, это овощи, какие они все разные! Ребята, а давайте определим форму каждого овоща и разложим их по нужным тарелкам. У нас есть круглая, овальная и треугольная тарелка.

Дети поочереди: Огурец овальный, помидор круглый, морковь треугольная, баклажан овальный, тыква круглая, капуста круглая, перец треугольный и т.д.

Логопед. Ребята, а где растут овощи? Где Лунтику можно будет их найти? (На огороде)

Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно снимают их с грядки, чтобы не повредит.

Лунтик предлагает нам пограть в игру.

  1. Игра «Где растут овощи? » (на земле, под землёй)

Как собирают овощи, которые растут на земле, на кусте (срывают, срезают)

Как собирают овощи, которые растут под землёй (выкапывают, выдёргивают)

Логопед показывает картинки, дети составляют фразу:

Морковь дёргают, картофель капают, капусту срезают, горох срывают, свёкла дёргают, кабачок срезают, помидор срывают.

Молодцы, ребята! Посмотрите, наш гость кажется устал! Давайте немного отдохнём.

  1. Физминутка

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)

(дети изображают рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза)

(ребром ладошки водим вперед и назад)

Мы капусту солим, солим! (2 раза)

(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)

(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы морковку трем, трем! (2 раза)

(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)

  1. Дидактическая игра “Повар и овощи”

Логопед. Ребята, а давайте угостим Лунтика, приготовим из овощей что-нибудь вкусное.

Сделаем из овощей салат

Какой получился салат? (Получится овощной салат)

Салат из капусты? (Капустный)

Из свёклы? (Свекольный)

Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (Кабачковая)

Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре? (Картофельное)

Из помидор сделаем сок - томатный сок.

Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.

Ребята, Лунтик, сказал мне, что очень любит играть в мяч, давайте с ним поиграем.

  1. Дидактическая игра с мячом «Назови ласково»

Логопед. Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.

Помидор – помидорчик; морковь-морковочка

Огурец – огурчик; тыква – тыковка;

Лук – лучок; свёкла – свёколка;

Чеснок – чесночок; капуста – капустка;

Горох – горошек; картошка – картошечка.

Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.

  1. Самомассаж фаланг пальцев. На каждый ударный слог - разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений - от ногтевой фаланги (подушечки) к основанию пальца.

Левая рука: Правая рука:

Вырос у нас чесночок, Овощи мы собирали.

(Дети разминают указательный палец) (разминают мизинец)

Перец, томат, кабачок, Ими друзей угощали,

(средний палец) (безымянный палец)

Тыква, капуста, картошка, Квасили, ели, солили,

(безымянный палец) (средний палец)

Лук и немного горошка. С дачи домой увозили.

(мизинец) (указательный палец)

Прощай же на год,

Наш друг-огород. (машем- пока)

Ребята, Лунтику было очень интересно узнать много нового на нашем занятии, было весело играть с вами, он вам благодарен и принёс подарок.

  1. Штриховка овощей цветными карандашами.

III. Итог занятия.

Собрать вылепленные овощи в корзину.

Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка работы детей.


Юлия Клочек
Конспект занятия по развитию речи «Овощи. Огород»

Цель :

Составление описательного рассказа «Помидор» по картинкам-символам.

Коррекционно-образовательные задачи :

образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

усвоение глаголов с различным значением;

подбор относительных прилагательных к существительным;

употребление в речи предложений со значением противопоставления;

Коррекционно-развивающие задачи :

развивать и активизировать словарный запас по теме «Овощи » ;

развивать мыслительную деятельность, внимание;

Коррекционно-воспитательные задачи :

воспитывать у детей интерес к окружающему;

вырабатывать навыки правильного питания;

Оборудование : картинки-символы; дидактическая игра “Поможем козе Лизе”; картинки с изображением овощей .

Ход занятия.

Организационный момент :

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы.

Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, хорошее настроение.

А выдохните через рот все обиды и огорчения .

1. Отгадывание загадок.

На огороде в образцовом порядке,

Как на параде построились… (грядки) .

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я… (капуста) .

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко.

Ведь, правда, вкусная… (картошка) .

Хоть я и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я - … (свёкла) .

Летом в огороде - свежие , зеленые,

А зимою в бочке - желтые, солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас… (Огурцы) .

Молодцы, правильно отгадали загадки. Как все это можно назвать, одним словом? (Овощи ) .

Какие ещё овощи вы знаете ? (лук, чеснок, редис, укроп, капуста, кабачка, тыква, огурцы, помидоры, морковь, репа, перец).

Где растут овощи ? (на земле, под землёй)

Как собирают овощи , которые растут на земле, на кусте? (срывают, срезают)

Как собирают овощи , которые растут под землёй? (выкапывают, выдёргивают)

Осенью в огороде овощи поспевают и их убирают по- разному.

Как убирают картофель? (Картофель выкапывают) .

Как убирают помидоры, огурцы, горох, перец? (помидоры, огурцы, горох, перец собирают) .

Как убирают капусту, кабачки? (Капусту, кабачки срезают)

Как убирают редис, свёклу, репу? (Репу, свёклу, редис выдёргивают из земли)

2. Игра «Ласковые слова»

Овощи можно называть ласково.

Помидор – помидорчик.

Огурец – огурчик.

Морковь – морковочка.

Репа – репочка.

Редиска – редисочка.

Свёкла – свеколочка.

Лук – луковичка.

Перец – перчик.

3. Дидактическая игра “Поможем козе собрать овощи” .

Посмотрите, какая на картинке нарисована коза Лиза. Она держит корзинку, тоже хочет пойти в огород и собрать овощи . Давайте ей поможем. (Дети находят картинки с изображениями овощей среди других картинок.)

Каждый ребёнок берёт картинку и комментирует :

Я срезаю капусту.

Я дёргаю морковь.

Я срываю горох.

Я снимаю огурцы.

Я копаю картошку.

Я срезаю кабачок.

Я выдергиваю редиску.

4. Дидактическая игра “Чего не стало”.

(Педагог показывает детям несколько овощей , потом просит их отвернуться и убирает один. Дети должны угадать, чего не хватает.)

5. Игра «Составь предложение»

Помидор круглый, а морковка…

Редиска мелкая, а редька…

Огурец овальный, а тыква…

Лук горький, а морковка…

Помидор кислый, а чеснок…

Огурец зелёный, а свёкла…

Морковка в земле, а помидор…

6. Пальчиковая гимнастика «КАПУСТА»

- Отгадайте загадку :

Она растет у вас на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста)

Давайте заготовим капусту на зиму.

Тук! Тук! Тук! Тук! (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

Раздается в доме стук.

Мы капусту нарубили,

Перетерли, (Хватательные движения обеими руками.)

Посолили (Указательный и средний пальцы трутся о большой.)

И набили плотно в кадку. (Удары обеими руками по столу.)

Все теперь у нас в порядке. (Отряхивают руки.)

7. Игра «Назови сок, салат» .

Сок из моркови - морковный

Сок из капусты - капустный

Сок из свёклы - свёкольный

Салат из огурцов - огуречный

Салат из картофеля - картофельный

Суп из гороха - гороховый

Икра из кабачков – кабачковая

8. Составление описательного рассказа «Помидор» по картинкам-символам

Помидор - это овощ . Он растёт в огороде на грядке . Он кисло-сладкий, круглый, красный, мягкий, гладкий. Из него можно приготовить салат, суп, сок, кетчуп. Помидор полезный, потому что в нём много витаминов, он очищает организм.

9. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Вот мы и поиграли с вами в разные игры. Какая вам игра понравилась больше всего? А когда вы испытали трудности? Почему овощи полезно употреблять в пищу?

Лексико-грамматическое занятие в подготовительной к школе логопедической группе по теме «Овощи». Материал, отобранный для занятия, соответствует возрасту детей, доступен для понимания, насыщен игрой и наглядностью, предполагает активную деятельность детей. Использовалась презентация, художественное слово, речевые упражнения, которые способствовали накоплению и уточнению словаря детей. Обращалось внимание на формирование у детей навыков учебной деятельности: умение слушать и слышать указание педагога, работать в определённом темпе.

Лексико грамматическое занятие по теме: «Овощи»

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»,
  • «Социально-коммуникативное развитие»,
  • «Физическое развитие»

Программные задачи:

Речевое развитие:

1. Закреплять и активизировать словарь по лексической теме «Овощи».

2. Упражнять в образовании и употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением

3. Продолжать учить отвечать на поставленные вопросы.

Познавательное развитие:

1. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, связную речь.

Социально-коммуникативное развитие:

1. Продолжать работу по воспитанию доброжелательных взаимоотношений между детьми.

Физическое развитие:

1. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Развивать умение координировать речь с движениями.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей, сюжетная картинка «Огород», овощи (помидор, огурец, капуста, морковь, картофель, лук, чеснок, кабачок, баклажан, перец, редис, репа, редька, тыква).

Ход занятия

1. Открытый вход в деятельность.

Игра «Путаница»

Детям предлагается назвать овощи по контурным изображением, наложенным друг на друга.

2. Вводно-организационный этап.

Как назвать все это одним словом?

Где растут овощи?

Какие овощи вы видите на грядках?

Кто сажает овощи в огороде?

Для чего люди выращивают овощи?

Когда собирают урожай овощей?

Что можно приготовить из овощей?

3. Мотивация на деятельность.

Детям предлагается отгадать загадки:

Он никогда и никого не обижал на свете.
Чего же плачут от него и взрослые и дети? (лук)

Он круглый и красный, как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней… (помидора)

Летом в огороде свежие, зеленые,
А зимою в бочке крепкие, соленые. (огурцы)

Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен, нужен только красный нос. (морковь)

По ходу отгадывания выставляются картинки с изображением овощей.

4. Расширение имеющихся знаний:

Как вы думаете овощи все одинаковые или разные?

Чем они отличаются? (цвет, форма, размер)

Представьте, что мы попали в огородик к маленькому гномику, все овощи у него маленькие и называть мы их будем ласково.

Игра «Назови ласково».

А вот у великана не огород, а огородище, там растут огромные овощи. Как бы вы их назвали.

Игра «Большой – маленький»

Ребята, вы хотите помочь нашим друзьям собрать урожай с их огородов?

Вам надо вспомнить, какие действия надо выполнить, чтобы собрать овощи.

Игра «Собираем урожай» .

Дети называют слова – действия, которые выполняют при сборе картофеля, моркови, помидоров, капусты и т.д.

Вы молодцы, много овощей собрали. Предлагаю вам поиграть в игру «Один – много» и назвать, какие овощи вы собрали.

(логопед называет овощи в ед. числе, дети во мн.).

5. Динамическая пауза.

Игра «Вершки – корешки»

Логопед называет овощи, если он растет в земле, дети садятся на корточки, если над землей встают на носочки, поднимают руки вверх.

6. Чтение стихотворения.

Логопед читает стихотворение и просит детей ответить на вопрос в конце.

Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат-
Наша грядка просто клад!
Но арбузы не растут
Тут.

Если слушал ты внимательно,
Запомнил обязательно.
Отвечай – ка по порядку:
Что растет на нашей грядке?

7. Практическая работа.

Детям предлагается выполнить штриховку по теме «Овощи»

8. Открытый выход из деятельности.

Внесение лото «Овощи». Детям предлагается ознакомиться с новой игрой и поиграть.

Бикмаева А.Н.,
учитель-логопед