Заготовки        06.03.2024   

Набор соль, перец и паприка CLUB с подставкой. Виды столовой посуды Емкость для соли как называется

Логопедическое занятие в 7 классе

специальной коррекционной школы VIII вида

по теме «Посуда. Использование суффиксов, посредством которых образуются названия посуды и предметов-вместилищ».

1) закрепить знания и умения по теме «Состав слова. Образование новых слов суффиксальным способом»;

2) научиться образовывать слова, обозначающие предметы посуды, с помощью суффиксов -ник-, -ниц-;

3) уточнить лексическое значение суффиксов -ник-, -ниц-;

4) закрепить полученные навыки образования относительных прилагательных;

5) расширить и активизировать словарный запас по теме «Посуда»;

6) развивать коммуникативную сторону речи;

7) развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: картинки с изображением посуды, карточки с текстами, рисунок с изображением Почемучки, тетради, ручки, доска, мел.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Логопед: «Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришёл Почемучка. Он очень любознательный, его интересуют новые, незнакомые слова. Почемучка всегда спрашивает: «А почему этот предмет называется так? А как получилось это слово? А почему мы так говорим?» Однажды Почемучка пришёл в магазин посуды и увидел на полках огромное количество разных предметов. Но как выяснилось, он не знает их названия и для чего каждый из этих предметов предназначен. Сегодня мы все вместе должны разобраться, как называются предметы посуды и для чего они нужны.

II. Основная часть занятия.

1.Логопед: «Ребята, назовите посуду, которую вы видите на картинках. Какую посуду мы используем для приготовления пищи?»(На картинках изображены сковорода, кастрюля, дуршлаг, чайник, половник).

Где находится эта посуда у нас дома? (На кухне). Для чего мы используем

кухонную посуду? (Для приготовления пищи).

Для приготовления каких блюд мы используем сковороду, кастрюлю?

А это что такое?

Длинная ручка у ложки большой,

Себе я налью суп куриный с лапшой,

Ей наливают и борщ, и окрошку,

Её назовите, подумав немножко. (Это половник).

Когда используется половник? (Половником разливают суп и другую

жидкую пищу)

3.Образование новых слов.

Логопед: «Ребята, а вы слышите, какие-то странные звуки доносятся? Почемучка спрашивает вас, а что это такое?»

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела,

Пейте чай, вода вскипела. (Это чайник)

Назовите предметы посуды, которые мы используем для того, чтобы пить чай? (чашка, блюдце, заварочный чайник, сахарница)

Ребята, а от какого слова образовано слово «чайник»? Как называется часть слова, которая служит для образования слов? С помощью какой части слова мы получили из слова «чай» - «чайник».

(С помощью суффикса - ник-).

Логопед: «Суффикс - ник- помогает получить нам новые слова, которые обозначают ёмкость для хранения чего-либо.

Подумайте, что и куда мы поместим. (На доске карточки со словами, обозначающими продукты, и картинки с изображением посуды. Дети должны определить, что и куда нужно положить).

Чай - в чайник,

кофе - в кофейник,

молоко - в молочник,

салат - в салатник,

соус - в соусник.

Как мы используем кофейник, молочник, салатник, соусник?

Логопед: «Ребята, Почемучка спрашивает вас, почему для приготовления пищи мы используем кухонную посуду, а за столом во время еды другую? Как называется посуда, которую мы употребляем за столом во время еды?»

(Эту посуду называют столовой).

Какую посуду мы относим к столовой?

(Тарелки глубокие и мелкие, супницу, салатник).

А ещё у нас есть столовые приборы. Это ложки, вилки, ножи.

(Показываем картинки с изображением столовых приборов).

4.Логопед: «Посмотрите внимательно на эти слова. Вам нужно распределить их в два столбика. В первый - слова, обозначающие посуду, а во второй - другие слова, обозначающие предметы».

(На доске перемешаны карточки со словами).

хлебница мыльница

супница салфетница

селёдочница чернильница

конфетница игольница

Для чего предназначен каждый из этих предметов. С помощью какого суффикса получились эти слова?

Учащиеся записывают слова в тетрадь, выделяют суффикс - ниц- .

5. Логопед: «Ребята, скажите, а как называются эти предметы?»

Есть в шкафу на кухне для всего посуда:

Супница для супа и для мяса блюдо.

Назови посуду, что в шкафу за дверцей:

Для соли и для сахара,

Для горчицы и для перца?

(Показываем картинки с изображением солонки, сахарницы, горчичницы, перечницы)

Логопед: «Как называется предмет, в котором хранят масло? Для соли - солонка, а для масла - маслёнка». (Записать слово «маслёнка», выделить

суффикс).

6. Физкультминутка.

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

(Надули животик, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

(Присели, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются.

(Покружились, рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

(Остановились, руки сомкнули над головой)

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принёс.

(Присели, руками изобразили овал)

7. Образование относительных прилагательных.

Логопед: «Ребята, из чего может быть сделана посуда?»

(Из стекла, из дерева, из металла, из пластмассы, из глины, из фарфора)

Детям выдаются карточки с заданием. Вставить вместо скобок слово, заменив предмет на признак предмета.

1) Бабушка налила молоко в (…..) кувшин из глины. (глиняный)

2) (…..) Ложки из серебра очень красивые. (серебряные)

3) В магазине продаётся красивая (…..) ваза из фарфора. (фарфоровая)

4) (…..) Графин из стекла наполнен водой. (стеклянный)

5) Хлеб нарезают (…..) ножом из металла. (металлическим)

6) Тесто раскатывают (…..) скалкой из дерева. (деревянной)

8. Логопед: «Мы сегодня узнали много новых слов. Сейчас, ребята, вспомните названия посуды и для чего она предназначена. Перед вами текст. Вам нужно вместо пропущенных слов вставить слова, подходящие по смыслу».

Во время обеда на стол был поставлен столовый сервиз. Ароматный запах супа доносился из ….. . Овощной салат разложили в ….. . На второе подали жареное мясо, а к нему был подан соус в ….. . Белый и чёрный хлеб лежал в ….. . Специи находились в ….. . После обеда гости пили кофе из ….. , а к нему подавали молоко в ….. . Конфеты блестели золотистыми обёртками в ….. .

(Дети читают текст, вставляют уже знакомые слова, обозначающие посуду).

III. Подведение итогов.

Как вы думаете, ребята, помогли мы Почемучке объяснить значения новых

С помощью каких суффиксов мы образовали слова, обозначающие посуду?

Какие новые слова вы сегодня узнали?

Что вам понравилось на уроке?

Цель. Учить детей соотносить название продукта с соответствующей ему посудой.

Материал. Сухарница, сахарница, салфетница, чайник, чашки с блюдцами, ложки, коробка с сахаром, сухари, салфетки; ослик, медвежонок.

Организация занятия.

Детей рассаживают за столом полукругом.

Воспитатель. Сегодня в гости к медвежонку пришел ослик. Мишка решил угостить его чаем. Стал накрывать стол. Что полагается к чаю? (Дети перечисляют, медвежонок расставляет чашки, ложки, чайник.) Все правильно. Чай зверята будут пить из чашек с сахаром (медвежонок ставит сахар в коробочке на стол), с сухарями. Но еще нужны салфетки. (На столе раскладываются эти предметы.) Теперь посмотрите внимательно: все ли правильно сделал медвежонок? Помогите ему. Куда надо положить сахар? (Ответы.) Да, для сахара есть специальная посуда, сахарница. И для салфеток есть специальная подставочка, называется... (Дети дополняют.) Правильно, салфетница. А как называется тарелка для сухарей? Правильно, сухарница.

Зачем нужна специальная посуда? (Ответы.) Как красиво смотрится стол, когда все предметы расставлены так, как полагается. Вот, медвежонок, как надо накрывать стол. Сахар кладут в... (сахарницу), салфетки - в... (салфетницу), сухари - в... (сухарницу). Приглашай гостей! (Ослиха и Медвежонка усаживают за стол.)

«Чаепитие»

Цель. Учить детей наименованиям предметов посуды.

Материал, Чайник, заварка, чашки, ложки, конфетница с конфетами, молочник с молоком, салфетница с салфетками, сахарница с сахаром, самовар.

Организация занятия.

Воспитатель (составив из маленьких столов один большой, поставив на него самовар и рассадив детей вокруг). Сегодня у Пети день рождения. У нас будет чаепитие. Чай пить будем из... Правильно, из самовара. Однако прежде заварим чай. В чем заваривают чай? А какая должна быть вода для заварки? Сейчас обдадим чайник кипятком, ополоснем, заполним двумя-тремя ложками чая, зальем горячей водой, кипятком, и накроем большой салфеткой. Пусть чай настоится. А мы тем временем будем накрывать на стол. Из чего будем пить чай? Так, правильно, из чашек. Куда положим сахар? (Ответы.) Салфетки? (Ответы.) Конфеты? (Ответы.) Чай можно пить с молоком. Для чая - чайник, для кофе - кофейник, а для молока - ... (Ответы.)

Воспитатель сопровождает слова действиями: все перечисленное выставляется на стол.

Воспитатель (разлив чай, обращается к имениннику). Петя, мы поздравляем тебя с днем рождения и дарим тебе эту открытку, на которой сейчас запишем наши пожелания. Я желаю тебе здоровья. А вы, ребята, чего желаете Пете? (Все пожелания воспитатель записывает на открытке.)

«Магазин посуды»

Цель. Учить детей правильно называть посуду, ее назначение.

Материал. Полка с посудой: по две сахарницы, хлебницы, салфетница (отличающиеся формой, материалом, размером); блюдо для печенья, сухарница, солонка, масленка.

Организация занятия.

Воспитатель. У нас открыт магазин посуды. Чтобы купить что-либо, надо точно знать, какой предмет необходим, каково его назначение. Если покупатель назовет желаемый товар неправильно, продавец его не поймет, а значит, не продаст нужную вещь. Однако сначала рассмотрим, какая посуда есть в магазине: вот знакомые вам предметы (воспитатель указывает, давая понять, что их нужно перечислить: хлебницы, сахарницы, салфетница). Вот специальное блюдо для сухарей... (сухарница). Блюдо для печенья не имеет названия, просто блюдо. Для соли... (солонка), для масла... Правильно, масленка. Запомнили, как звучат названия этих предметов: сухарница, но солонка; хлебница, но масленка. Пожалуйста, не ошибайтесь, покупая, правильно называйте. Итак, кто какую посуду хочет купить? Входите, магазин открыт.

Купленную посуду воспитатель выкладывает на стол, объясняя: специальная машина доставит покупки по домам.

«Зайчик»

Русская народная игра

Цель. Активизировать в речи детей глаголы.

Организация занятия.

Играющие, выбрав зайчика, образуют вокруг него хоровод. Задача зайчика: приплясывая, поглядывая по сторонам, ухватить момент и выпрыгнуть из круга. Хоровод.

Татьяна Ефремова
Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе по теме «Посуда»

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе по теме "Посуда "

Цели :

Коррекционно-образовательные :

уточнить и расширить представления детей о посуде , её назначении, материалах, из которых она сделана;

закрепить понятия чайная, столовая, кухонная посуда ;

совершенствовать грамматический строй речи : использование имён существительных в косвенных падежах, развитие навыков словообразования относительных прилагательных, существительных с помощью суффиксов –ик-, -ниц-. Согласование существительных с прилагательными. Закрепить в речи детей правильное употребление предлогов под , над.

Коррекционно-развивающие :

развивать связную речь, зрительное восприятие (слева, справа) и внимание, мелкую моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные :

формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, воспитание бережного отношения к посуде .

Демонстрационный материал :

предметные картинки (кастрюля, чайник, стакан, кружка, тарелка) .

Раздаточный материал :

пособие «Проведи дорожку» ;

пособие «Расставь посуду » ;

пазлы «Посуда » ;

ложки для обозначения настроения.

Ход занятия

Что за шум, что за гам,

Слышен тут и там

По дорожке, что спешит.

Тараторит, тараторит, дребезжит!

А за ними вдоль забора

Идёт бабушка Федора!

Назовите сказку, из которой к нам пришла бабушка Федора?

О чём говорится в этой сказке, я предлагаю вам вспомнить с помощью разрезных картинок. Подходите к столам. (Дети собирают разрезные картинки) .

Что у вас получилось, назовите, указывая признаки. (Я склеила синюю чашку.

Я склеил зеленый чайник. Мы склеили желтую тарелку. Мы склеили красную кастрюлю.)

Одним словом как можно назвать эти предметы. (Посуда ) . Молодцы! Вот о такой посуде мы и будем сегодня говорить. (Должны подойти к мольберту) . Вы знаете, почему посуда убежала ? (ответы детей) . Я предлагаю вам помочь Федоре вернуть посуду . За каждое задание вы будете получать по одному предмету посуды .

А для чего нам нужна посуда . (Для того чтобы кушать) .

Логопед : Ту посуду , из которой мы кушаем мы поставим на стол и она будет называться - столовая посуда ! Что мы поставим на стол?

Дети : тарелку, ложки, вилку, нож, стакан.

Логопед : Для чего нам еще нужна посуда ? Правильно, чтобы в ней готовить. Та посуда , в которой мы готовим на кухне будет называться - кухонная посуда . Какая посуда нам помогает готовить?

Дети : Кастрюля, сковорода, половник, чайник.

Логопед : А еще для чего мы используем посуду ? Правильно, чтобы пить чай. Такая посуда будет называться - чайная посуда . Что же у нас будет относиться к чайной посуде .

Дети : Чашка с блюдцем, заварочный чайник, сахарница, кружка.

Упражнение на пространственное ориентирование.

Назовите предмет, который находится справа от чашки.

Назовите предмет, который находится под чайником. И. т. д.

Люди изготавливают различные предметы посуды для различных продуктов и блюд. Для каждого продукта есть своя посуда (своё вместилище) . Давайте расскажем бабушке Федоре, какая посуда для чего используется. А в этом нам поможет игра «Проведи дорожку» . Проходите и садитесь за столы.

(Работа с перфокартами) .

Положите каждый продукт в соответствующую посуду .

Куда ты положил хлеб? Как называется посуда для хлеба ?

Куда ты насыпал перец? Как называется посуда для перца ?

Хлеб положу в (хлебницу)

Перец насыплю в (перечницу)

Конфеты положу в (конфетницу)

Сахар положу в (сахарницу)

Селедку положу в (селедочницу)

Суп налью в … (супницу) .

Пусть предметов посуды у Федоры осталось не так много, но заботиться о них необходимо. А сделаем мы это с помощью пальчиков.

Физкультминутка.

Мы посуду для Федоры

Вымоем без уговоров :

Моем вилку, чашку, ложку,

Сковородку, поварёшку,

Моем блюдце и стакан,

И закроем крепко кран.

Молодцы Федора очень довольна, как вы вымыли посуду .

- Посуду можно делать из различных материалов. Как вы думаете их каких? (стекла, дерева, металла, глины, пластмассы) . Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.) Давайте посмотрим, из чего сделана эта посуда .

Откройте , пожалуйста, ваши книги и постарайтесь разложить предметы посуды по полкам . (Разбираем каждый предмет отдельно)

Вывод. Из чего делают посуду ?

Правильность выполнения задания мы проверим, посмотрев видеосюжет. Проходите в наш кинозал.

Итог занятия .

Ребята, а вы знаете, какой праздник приближается? Давайте подарим Федоре на праздник те наборы посуды , которые вы заработали за занятие , но эта посуда попадёт к Федоре лишь только тогда, когда вы вспомните, за что, же вы её заработали, что нового узнали или, о чем вспомнили.

Какое настроение, покажите мне его с помощью наших подсказок. (Подходят и выбирают ту ложку, которой соответствует их настроение) .

Дек 18/12

Наборы для специй: удобно и красиво

Как вы считаете, наборы для специй – это больше кухонный аксессуар или же емкость для хранения приправ? Сразу трудно и ответить, не правда ли?

Изначально это были лишь всевозможные баночки и коробочки для специй, которые использовались по прямому назначению. Но сегодня наборы для специй – это полноценный , с помощью которого можно внести в это помещение определенную нотку.

Наборы для специй: выбираем в зависимости от стиля интерьера кухни

Для кого-то на первое место выходит уют и домашняя обстановка, и зачастую в таких случаях хозяева придерживаются на , или стиля . Поэтому деревянные баночки или коробочки для специй, всевозможные росписи и емкости плавных форм играют на такой кухне первостепенную роль.

Набор баночек для специй

А вот для более прагматичных людей, предпочитающих современные интерьеры, к примеру, стиль , как нельзя лучше подойдут наборы для специй из хромированной стали, которые имеют не только стандартную форму цилиндра, но могут быть треугольными, трапециевидными, круглыми. Четкость линий, минимализм, никакой росписи и украшательств – именно это отличает баночки для специй в стиле хай-тек.

Для стиля менее принципиального (стиль модерн, ), но тоже предпочитающего функциональность, подойдут стеклянные банки для специй.

Исходя из этих стилевых направленностей и выбирают наборы под специи для кухни.

Что входит в набор для специй

Теперь давайте посмотрим, из каких предметов состоят наборы для специй. Как правило, один набор содержит от двух до семи емкостей для специй. Если мы говорим о двух предметах, то это традиционные баночки для соли и перца. Дальше в набор могут входить баночки для различных специй (душистых трав, перца).

Если говорить об исполнении различных контейнеров для специй, то нужно уточнить, что они могут быть как с отверстиями для сыпучих приправ, так и с полностью открывающейся крышечкой – такие емкости, как правило, комплектуются чайной ложечкой. Очень уютно на кухонном пространстве выглядят баночки с крышкой, выполненные из керамики и имеющие красивый принт, к примеру, яркий и красочный растительный орнамент.

Продолжая разговор о разнообразии форм баночек, нельзя не упомянуть о декоративной составляющей этих кухонных аксессуаров. В магазинах можно приобрести наборы для специй в форме фигурок животных (такие милые вещицы обычно делают из керамики) или же стеклянные баночки с крышками в виде животных. Трогательно смотрятся наборы из двух предметов в форме дельфинов, прильнувших друг другу, или емкости в виде поварят.

Кстати, различные емкости для специй – это один из часто встречающихся видов подарков, поэтому их делают на различный вкус. В зависимости от предпочтений хозяев, к которым вы отправляетесь в гости, выбирают подобные наборы в магазине.

А для тех, кого влечет творческая работа, это еще и дополнительный повод сделать что-то самостоятельно, вложить частичку души в подарок. Для рукодельниц делать баночки для специй своими руками только в радость. Об этом мы и поговорим дальше…

Какие приемы чаще всего используют для изготовления баночек для специй в домашних условиях? Как правило, берут небольшие стеклянные баночки, к примеру, от детского питания, соков, от рыбной икры или же обычные стеклянные банки для специй, а затем декорируют их с помощью техники . Для начинающих рукодельниц это один из самых доступных видов декора. Для тех, кто может орудовать кистью, по душе роспись баночек акриловыми красками с украшением из ярких бусин.

А вот еще один способ изготовления баночки – обмотать каждую баночку тонким слоем соленого теста, вылепить и прикрепить фигурки к боковым стенкам банки, на крышку и поставить в разогретую духовку минут на пять. Затем их можно раскрашивать любыми красками, даже акварельными. Подобные навыки можно применить для лепки из пластики – тоже получается очень мило и оригинально, особенно стильно смотрятся украшенные пластикой крышки для баночек со специями.

Ну а для тех, кто не чувствует в себе силы на подобные подвиги, пригодятся простые идеи декора баночек. Одна из них – это просто взять отрез мешковины, обмотать баночки, посадить ткань на клей и приклеить сверху «этикетку» – название специи.

Подставки для специй

Хорошо, когда в набор наряду с баночками входит также подставка для специй, чтобы все они стояли в одном месте и не терялись. Но если ее нет, то придется выбрать подходящую самостоятельно. Она может быть металлической, деревянной, магнитной, с держателями для зубочисток, салфеток, бумажных полотенец или без них. По форме подставки могут быть круглыми, квадратными, «многоэтажными» (состоящими из двух и более ярусов), в форме пирамиды и с проворачивающимся корпусом.

А самые продвинутые хозяюшки придут в восторг от электронной подставки, которая работает как таймер и электронная книга рецептов. Здесь же нужно отметить, что подставка для специй может быть мобильной (т.е. ее можно запросто перенести с одного места в другое), а может крепиться к стене. Первый вариант более удобен, но занимает полезную площадь на , второй вариант в этом плане более функционален.

Мельницы для специй

Ну и напоследок поговорим о мельницах – этих приспособлениях, которые всегда радуют кулинарочку свежим запахом только что измельченных специй. Эти приборы могут быть изготовлены из керамики, дерева, стекла, стали, а их основная задача – помол специй. Мельницы достаточно легки в работе, ведь измельчение может осуществляться одной рукой.

В каждой модели встроено несколько режимов помола: от грубого до очень мелкого, а некоторые модели комплектуются даже встроенным фонариком для удобства дозировки. Также есть мельницы, которые позволяют в одной емкости измельчать сразу две разные специи, например, соль и перец, в этом случае переключение осуществляется поворотным механизмом на баночке.

А еще, заботясь о ручках хозяюшки, некоторые производители выпускают электронные дробилки для специй. На удобство эксплуатации такое модное дополнение никак не влияет, в нем отсутствуют неудобные шнуры, а питание производится от батареек. И это скорее